Информационный портал!

Русь и золотая орда проблемы взаимоотношений

Золотая Орда: проблема восточных заимствований в российской государственности и культуре - История России - SVITOC. RU - ИСТОРИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО Машанова Золотая Орда: проблема восточных заимствований в российской государственности и культуре Подписчики 0 Машанова Золотая Орда: проблема восточных заимствований в российской государственности и культуре 0 отзывов В 1826 и 1832 гг. Российская академия наук объявляла конкурс на написание сочи­нения, в котором бы освещалась история монгольского завоевания Восточной Европы. Пора наконец сделать усердный опыт. Через несколько десятилетий появилась первая работа - труд Тизенгаузена, собравшего сведения, оставленные арабами и персами - современниками Империи монголов и Золотой Орды, и др. Огромный массив отечественных и зарубежных ис­точников, введенный с тех пор в научный оборот, позволил историкам востоковедам и русистам дать разностороннюю оценку политической и культурной роли Золотой Орды в истории Евразии. Парсуна Ивана Грозного из собрания Национального музея Дании Копенгаген. Изображено убийство боярина Фёдорова 1568которого Грозный, обвинив в желании захватить власть, заставил надеть царские одежды и сесть на трон, после чего зарезал. Литовченко "Иван Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею" "Той же зимой прислал к царю и великому князю боярин его и воевода князь Иван Федорович Мстиславский с товарищами Дмитрия Григорьева, сына Плещеева: сказать велели государю, что государь посылал их на Луговую сторону на изменников на черемису, и воеводы пришли в волость в Ошлу". Иван Грозный на свадьбе Симеона Бекбулатовича. Надпись: "Царь и великий князь царя Симеона пожаловал, женил. В том же году в ноябре в 3 день пожаловал царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси царя Казанского Симеона, женил, а дал за него дочь Андрея Кутузова Марью; а женил его государь на своем дворе, а венчались в церкви Благовещения на царском дворе". Иван Грозный, Симеон Бекбулатович и Владимир Андреевич Старицкий выступают на Девлет-Гирея. В отечественной историографической традиции постепенно формировались про­тивоположные позиции, которые существуют и по сей день. Первая связана с полным отрицанием каких-либо положительных моментов во взаимоотношениях Руси и Золо­той Орды. Поэтому Золотая Орда однозначно трактовалась как враг и поработитель Руси, между ними существовали одномерные отношения господства-подчинения, подавления-борьбы. Вторая позиция представлена сочинениями эмигрантов-евразийцев Они уделили главное внимание тесным политическим и культурным контактам Орды с Русью, с особой силой проявившимся в эпоху Москов­ского Великого княжества. Многочисленные восточные заимствования в средневековой русской государственности и культуре позволили поставить вопрос о более сложной золотоордынской политике по отношению к Руси, чем примитивное выколачивание дани и натравливание князей друг на друга. В работах основателей евразийства их последователей Россия представала как геополитическая наследница Монгольской им­перии, в частности Золотой Орды. Нельзя не признать, что в такой интерпретации при­сутствует рациональное зерно. Знакомство со средневековыми источниками показыва­ет, что некорректно воспринимать государство Джучидов только как силу, безусловно враждебную Руси. В советское время появились первоклассные фундаментальные исследования, во многом не утратившие значения и сегодня Немало нового об истории Золотой Орды открылось в результате широких археологи­ческих раскопок средневековых городов, особенно обоих Сараев. Радикальные перемены 90-х гг. В определенной мере это касается также исследования Золотой Орды. Публикация тру­дов евразийцев, широкая пропаганда сочинений чьи взгляды на рус­ско-ордынские отношения были близки евразийскимвозрастание интереса нашей ин­теллигенции к историческим корням российской цивилизации, развитие исторической науки в российских регионах, особенно в Татарстане, - все это сделало золотоордын­скую тематику довольно популярной. Золотая Орда - общепринятое обозначение северо-западного улуса удельного владения Монгольской империи, а также государства, возникшего впоследствии на основе этого улуса. Время правления Узбека и его сына Джанибека - расцвет государственности и культуры Золотой Орды. В степи появились очаги земледелия, развитое скотоводство, города - центры торговли и ремесленного производства. По многим параметрам бы­товая культура жителей степных городов превосходила западноевропейскую не только в роскоши жизни господствующих слоев, но и в элементарных условиях существова­ния рядовых людей. Города были обустроены: широкие улицы, водопровод в кера­мических трубахканализация, общественные туалеты, бани. Последние выполняли функцию современных клубов. О Золотой Орде как цивилизованном государстве, в рамках которого сложилось единство тюркских и восточнославянских этносов, пишет Золотая Орда была для многих тюркских народов, в том числе и для татар, этнической колыбелью, и ее население, ее культура являются частью истории этих народов и, следовательно, частью истории России в целом. Под влиянием Золотой Орды происходило превращение Владимиро-Суздальской, позднее Московской, Руси в государство, ориентированное на Восток. Это стало особенно очевидным в пору блока­ды Руси с Запада немецкими и шведскими крестоносцами, а также Литовско-Русским государством, вобравшим в свой состав те русские земли, которые со времен Киевской Руси тяготели к европейскому региону. Под влиянием Золотой Орды сложилась почтовая служба, приказная, финансовая, налоговая и судебно-правовая системы. Формирование территории княжеств Северо­-Восточной Руси, как отметил Держава ильханов Хулагуидов была наиболее могущественным государством в западной части Монгольской импе­рии. Поэтому значительная часть заимствований шла через Персию. Термины деньги, печать, папирус, папка для бумагкиличей посол имеют персидско-арабское про­исхождение. Система монгольского управления на Руси в общем была такой же, как и в других частях империи. По приказу хана Мункэ в 50-х гг. Сбор налогов сначала сдавался на откуп, но затем эту практику отменили. Баскаки имели свой штат пис­цов: битекачи, даньщиков, таможников сборщиков тамги и судей - ярыг. Русские князья вполне освоили эту административную систему. И Дмитрий Донской, подчинив в 1377 г. Дальнейшая эволюция этой системы сопровождалась процессами синтеза. Управление было вынесено за пределы русских земель. Институт баскачества и в даль­нейшем передача его основных функций князьям так называемая дистанционная мо­дель управления повлияли на Русь технология власти, фискальные формы, централи­зация управления. Под влиянием Орды происходили изменения в политической системе Руси, укреп­лялись тенденции развития монархических основ княжеской власти. Устанавливая систему своего господства, ордынцы вовсе не хотели ослаблять княжескую власть. Напротив, они были заинтересованы в ее усилении и проводили соответствующую по­литику. Эта политика диктовалась чисто практическими соображениями, прежде всего фискальными. Княжеские усобицы негативно отражались на поступлении доходов в ордынскую казну. С этой целью русские князья были оставлены на своих столах и утверждены в качестве местных правителей и агентов ханской администрации. Вполне определенно просле­живается тенденция в политике ордынских ханов приспособить для своих нужд сложившуюся на Руси систему межкняжеских отношений. Именно поэтому, как отмечал Эта политика, по меткому выражению Сам же владимирский князь попал в жесткую служебную зависимость от хана. Вполне естественно, что эти отношения начинали проникать в толщу русского общества. Отношения вассалитета между князьями и великим князем вла­димирским, а также между князьями и остальными представителями высших сосло­вий постепенно начинают вытесняться отношениями министериалитета. Этот процесс чет­ко прослеживается в межкняжеских отношениях XIV-XV вв. По этим грамотам можно проследить все этапы становления министериальных отношений, начиная с отдельных ограничений прав удельных князей в области внешней политики при Симеоне Гордом и кончая первы­ми попытками сведения удельных князей на положение служебных при Дмитрии Донском. Ордынская политика стимулировала развитие зачатков авторитарных методов управления, существовавших в политической культуре домонгольской Руси, привне­сением на русскую почву общественных отношений, которые были характерны для восточных обществ, и в частности для Монгольской империи. Власть великого князя утверждалась как власть государя, а его подданные превращались в холопов. С конца XV. Все были уравнены перед лицом государственной власти: феодалы и черные люди, люди светские и церковные. Все становились подданными государства, целиком от него зависели. Отношения же­сткого подчинения, характерные для Монгольской империи, переносились на Русь. Юрганов, ордынское иго не было единственной причиной, которая привела к утверждению деспотического самодержавия в России. Безусловно, централизация России была вызвана и целым комплексом причин социально-экономи­ческого характера. В период ордынского ига был нанесен сокрушительный удар по городским демократическим институтам. Вече как политический институт исчезает, усиливается княжеская власть особенно власть великих князейпобеждает принцип единодержавия. Посол Священной Римской империи Герберштейн, в 1517 и 1526 гг. Трепавлов рассматривает данный титул как призна­ние преемственности власти московского государя от ранее правивших в Сарае ханов улуса Джучи. На тронных приемах при царе находились три короны: Московская, Казанская и Астраханская. Признанием законности власти московского царя над ханствами было и появление в русской армии после присоединения Поволжья, Урала и Сибири иррегулярных фор­мирований из татар, башкир, калмыков, бурят, эвенков конных тунгусов и других степняков. Впоследствии калмыки, буряты и другие подданные Золотой Орды вплоть до начала XX. Основу правовой системы в русских княжествах в XIII-XV вв. Однако высшей судебной инстанцией при этом была власть хана и монгольского вер­ховного суда. Ханские ярлыки защищали представителей религий от посягательств на их права и привилегии. Нарушители, если они, как писал Вернадский, были монголами, подлежали монгольскому суду. Если они оказы­вались русскими, наказывать их должны были русские князья. В случае бездействия князя церковь, вне всякого сомнения, могла обратиться к хану. Поэтому, когда потом­ки князя Бориса Ростовского пытались захватить земли, принадлежавшие монастырю, основанному Петром Ордынским, внук Петра обратился к хану. На Руси мелкого судебного чиновника вплоть до XVI-XVII вв. Под монгольским влиянием появляются новые тенден­ции в развитии права на Руси. Прежде всего это касалось целого ряда норм уголовного права, в частности, ужесточалась система наказаний. Изменения коснулись и органи­зации судебного процесса, который стал утрачивать состязательный характер. Черты восточного права стали вводиться и в организацию судебного следствия. При этом на­ряду с введением чуждых для русского права способов определения виновности по­дозреваемого применение пыток усиливается административный характер судебной власти. Но более всего влияние монгольского права проявилось в формировании взгля­да на земельную собственность. Русский князь считался государем, но не владель­цем земли. Понятие о князе как о верховном землевладельце возникло в монгольский ордынский период. По монгольскому праву верховным собственником земли в Золотой Орде был хан. Право князя на территорию княжества не было наследствен­ным, кроме своего домена. Оно давалось одновременно с ярлыком на княжение и мог­ло передаваться, с выдачей нового ярлыка, от одного князя к другому. После распада Золотой Орды это право распространилось на улусных властителей, в том числе и на великого князя Московского. В Ивана III государство объявило себя верховным владельцем земли, разделив ее на вотчинные боярские, монастыр­ские и государственные великого князя. Влияние норм институтов монгольского права привело к формированию новой модели правового регулирования в русском го­сударстве. После подчинения поволжских государств московский царь превратился в старше­го государя по отношению к татарским правителям Заволжья и Сибири. Внутренняя организация бывших ханств была во многом изменена, но отдельные татарские роды вошли в состав формировавшегося дворянства, а распространенная в ханствах система ясачной эксплуатации была взята на вооружение российскими властями и послужила в дальнейшем основным принципом отношений с народами Сибири. Еще до Казанской войны, в 30-40-х гг. Практическое же приме­нение восточных государственных институтов наблюдается в период опричного и послеопричного режима. В борьбе Ивана Грозного с родовитой русской знатью возросло политическое значение служилых ханов. Ряд исследователей справедливо полагают, что авторитет Чингисидов в смысле ле­гитимности управления был непререкаем в послеордынской России. Поэтому канди­датура на какой-нибудь высокий пост одного из представителей династии Чингисхана не могла вызывать и на самом деле не вызывала никаких возражений со стороны русской знати. Кроме того, служилые ханы имели в то время довольно слабые родствен­ные связи с русской аристократией, поэтому появление относительно независимой от клановых пристрастий кандидатуры не создавало возможности усиления одних родов в ущерб другим. Во главе земщины был поставлен князь Иван Федорович Мстиславский, внук Худайкула-Петра. После его смерти земскими территориями на протяжении трех лет управлял татарский служилый царевич, внук одного из астраханских ханов Михаил Кайбулович. На смену умершему Михаилу Кайбуловичу пришел бывший касимовский хан Саин-Булат в крещении - Симеон Бекбулатович. Страна была разделена на великое княжение и госу­дарев удел. Княжение Симеона Бекбулатовича как и ранее правление в земщине Ива­на Мстиславского и Михаила Кайбуловича не вызвало каких-то кривотолков на Руси и было воспринято как один из допустимых вариантов государственного управления. Восточное прежде всего тюрко-монгольское влияние проявлялось в военном деле. Вооруженные силы Московского государства XV-XVI вв. Были восприняты от Орды система воинской повин­ности, вооружение, конское снаряжение и амуниция всадника. Из Ногайской орды Русь получала основной племенной фонд для своей конницы. Был заимствован саадак - комбинация колчана со стрелами и футляра для лука. В рукопашных схватках русские успешно применяли длинный изогнутый ногайский нож. Но больше всего стала изве­стна ногайская плеть, нагайка, до сих пор сохранившаяся у казаков. Влияние Золотой Орды проявилось и в дипломатическом этикете России XVI-XVII вв. Как в монгольском, так и в московском церемониале уделялось большое вни­мание подаркам. Московское правило, следуя образцу монгольского этикета, запреща­ло иностранным послам быть при оружии во время аудиенции у царя. Посол как и у монголов - гость правителя. Татарский язык долгое время служил одним из языков дипломатической перепис­ки и устного перевода при общении России с соседними тюрко-мусульманскими го­сударствами. Характерно, что московские князья и цари, поддерживавшие интенсив­ные контакты с мусульманскими государствами, вплоть до XVIII. Грамоты русских правителей XVI-XVII вв. Все это свиде­тельствовало не только о стремлении правителей России общаться с мусульманскими государствами наиболее понятным и эстетически близким для адресатов способом, но и об органичном, привычном использовании мусульманской символики, которая не воспринималась как нечто чуждое. Тугра первых Романовых не только была хоро­шо известна повелителям Бахчисарая и Стамбула, шахам Ирана и падишахам импе­рии Великих Моголов в Индии, ханам Азербайджана, Хивы и Бухары, алтын-ханам Монголии и владетелям Северного Кавказа, но и украшала документы выезжавших на Восток русских купцов. С золотоордынским периодом связаны этнокультурная консолидация тюркских на­родов, становление великорусского этноса и волго-камских татар. В бассейне Волги и Камы образовалось обширное поле культурного и конфессионального взаимодействия. Это взаимодействие привело к тому, что Волго-Уральский регион по разнообразию форм культурных традиций не имеет себе равных ни в России, ни в целой Европе. Для Крыма, присоединенного к Улусу Джучи во второй половине XIII. В Крыму строились не только мечети, но и православные храмы: Успенский монастырь около БахчисараяГеорги­евский монастырь мыс Фиолент и др. Московский царь - покровитель всех конфессий и этносов страны. Москва вся­чески подчеркивала свое уважение к исламу. Слуга его, царь Саин Булат, господствует в Касимове, царь Кайбула в Юрьеве. О русско-ордынских контактах свидетельствует иконография. Знаменитая икона Дионисия конца XV. Судьба ярославского князя Федора Ростиславича Черного и его сыновей Давида и Константина была тесно связана с Ордой. Северо-Западная Русь Новгородская земля выделялась особенно ранним ин­тенсивным проникновением ордынского влияния на ювелирные украшения и посуду браслеты, кольца, серьги, бусы, чаши, ковши и другие изделия. О степени популярности этого типа украшений свидетельствует появление изображения серьги в ухе Богоматери на псков­ской иконе, датируемой концом XIV - началом XV. Золотоордынские заимствования можно было видеть в орнаментах декоре ряда панагий XIV-XVI вв. Заимствования элементов декора и отдельных предметов украшений, сложившихся в золотоордынской среде, не могут вызывать особого удивления, поскольку уже в XIII-XIV вв. В развитии русских художественных работ по металлу особенно интересна тенденция, связанная не столько с буквальным восприятием форм и мотивов декора Золотой Орды, сколько с заимствованием стилевых принципов. В комплекс элементов монголо-китайского культурного влияния входят некоторые достижения в области материальной культуры. На первом месте среди этих достиже­ний стоит технология чугунного литья. Литье чугуна было освоено в Китае еще в IV. Изделия из чугуна, датируемые XIII-XIV вв. Исетина Северном Кавказе, близ Киева и Липецка, в Белгороде на Днестре, во Владимире. Большой интерес представляет вопрос о заимствовании сельскохозяйственных орудий. Такие сохи были распространены в Китае с VII. Заимствования коснулись также одежды и быта. Одежда монгольских воинов была стереотипной и содержала в зимнем варианте шапку-ушанку монг. Коренным образом изменилась одежда: от длинных белых славян­ских рубах и длинных штанов - к кафтанам и цветным шароварам, к сафьяновым сапогам, тафьям и мурмолкам. Восточные следы проступали и в убранстве русских средневековых хором, в осно­ве которых были, по всей видимости, кочевые прообразы. В шатрах и домах Золотой Орды стены и полы сплошь устилались сукном, шелками и мягким войлоком. В двор­цовой палате великого князя, где он принимал послов, стены и полы были устланы ков­рами. Обычай украшать свой быт коврами уходит в глубокое прошлое, в том числе и во времена ранней Византии, но обычай вешать ковры на стены Русь переняла у Орды. Русская традиция использо­вания изразцов для декорирования корнями уходит в Золотую Орду, а генетически - в Хорезм. В русском языке появлялось все больше тюркских и монгольских заимствований, говорящих о проникновении элементов быта ордынцев в русскую повседневность. О разнообразии влия­ния Орды на русскую жизнь свидетельствуют многие взятые у нее термины: в военном деле - атаман, есаул, богатырь, кремль крепостькобура, кинжал; в финансах - алтын, барыш, деньга, казна; в торговле - амбар, аршин, базар, таможня, балаган, караван, лабаз, майдан площадьмагарыч; в костюме - атлас, башлык, бешмет, кайма, кисет, кошель, кумач, сафьян; в скотоводстве - аркан, каракуль, отара, ки­битка. Немало и других заимствований например, таз, чашка, арба, башмак, собака, аргамак, табун, тулуп, таган, чулан, шайка, чемодан, мишура. Под влиянием Золотой Орды происходит формирование пестрого по этническому составу населения в степных районах Поволжья и Подонья, в юго-восточных областях Руси, в Крыму и на Северном Кавказе, синтез привнесенных завоевателями дальневос­точных компонентов с местными традициями, с элементами культуры среднеазиатско­го и ближневосточного происхождения. Создание военно-служилого сословия нерусского населения сле­дует отнести ко времени правления Василия II и Ивана III. При Василии III в составе русских войск появляется ертуальный полк в основном из бывших ордынцев. С нача­ла Ливонской войны отряды из казанских, астраханских и ногайских татар постоянно участвуют в боевых операциях. «Верстали на службу, - писал Исследователь вооруженных сил России XV-XVII вв. Чернов считал, что в XVI. Василий II пожаловал Городец Ме­щерский царевичу Касиму, а Иван IV вторая половина XVI. Общение с ногайцами привело к тому, что русское на­селение романовской округи стало заводить овец, училось пасти отары, выделывать овчины, шить полушубки. Романовцы вывели собственную породу овец, стали делать дубленки - известные романовские полушубки. Касимовское царство, Темниковское и Романовское княжества и дюжина других владений уделов - улусов Московской Руси сыграли свою роль в становлении России как евразийской державы. В центральной части Замоскворечья с XVI до начала ХХ. В топонимике Москвы об ордынском влиянии свидетельствуют и названия исторических поселений: Балчуг, Таганка, Ордынка, Арбат и др. Наследники ордынских выходцев положили ос­нование известных в России фамилий: Годуновых, Сабуровых, Дашковых, Уваровых, Юсуповых, Урусовых, Кочубеевых, Растопчиных, Ермоловых, Карамзиных, Бибико­вых, Чириковых, Балтиных, Тургеневых, Тенишевых и др. Длительные контакты Руси со степным миром приводили к формированию новых социальных групп. Ранние этапы истории казачества России XVI-XVII вв. Казачество, осваивавшее пограничные зоны России, соединяло характерные черты и особенности разных этно­сов, обусловившие его особый психотип и специфический социум. Совместное сосу­ществование разных этносов генерировало множество синтезированных форм куль­туры. Процессы интеграции и ассимиляции затронули языки появилось двуязычиехозяйственный уклад, художественное творчество, фольклор, обычаи, быт. Казачество раздвигало рубежи России, сохраняло приграничные территории, активно участвова­ло в колонизации юга и востока страны. Всего через 57 лет после взятия дружиной Ермака столицы Сибирского ханства 1582 казачьи отряды вышли на побережье Ти­хого океана. С казачеством связана эпоха Великих географических открытий Семен Дежнев, Владимир Атласов и многие. Существование казачества было осо­бенностью российской истории в течение многих веков. История казачества - яркая иллюстрация диалога конфессий и синтеза культур. В казачестве органично слились культурные пласты кочевого мира степей, горских народов и славянской земледельче­ской цивилизации. Сегодня определение России как евразийской державы стало традиционным. Тра­диционным стало в научном мире и стремление исследовать европейские и азиатские составляющие этого исторического феномена. Одни ученые подчеркивали исконный европеизм России при ее азиатском дополнении, другие считали, что именно Азия и азиатские характеристики диктовали российской истории ее сущность и эволюцию. Данилевский, евразийцы и др. Эти различные точки зрения на Россию как евразийскую державу бы­туют и поныне. Древняя Русь IX-XII вв. Это был заро­дыш российского евразийства. Со времени политического распада Руси движение на Восток усиливается, особенно оно проявлялось в пору постоянного экономического, культурного, политического взаимодействия с половцами, а позднее под влиянием Золотой Орды. Вряд ли можно не согласиться с этнологом Василий II пожаловал казанскому царевичу Касыму за военную помощь в его борьбе против Дмитрия Шемяки городок Мещерский. Так возникло ханство царствозависящее от Москвы. Касимовские цари играли значительную роль в по­литике Москвы. При этом они были мусульманами, а если крестились, то покидали трон и отъезжали в Москву. Касимовское начало было моделью политики России в отношении мусульман. В феномене Касимова просматривалась логика формирования России как евразийской державы. После свержения в 1480 г. Это был действительно удивительный исторический феномен создания евразийского государства. После присоединения к Московскому государству Казанско­го, Астраханского и Сибирского ханств началось продвижение по просторам Сибири вплоть до Тихого океана. Уже в XVII. Россия вышла на границу с Китаем. В состав населения России вошли татары, башкиры, якуты, буряты и другие народы. Рос­сия становилась все более евразийским государством. В ее руках оказывается северная часть Великого шелкового пути, а также впервые открытый Великий пушной путь. Особенностью России как евразийского государства явилось то обстоятельство, что не существовало резкой грани между центром и периферией, она была единым це­лым. Создавая на периферии свое управление, проводя реформы центрального и мест­ного аппарата, Москва, с одной стороны, осуществляла все большую централизацию власти на местах, а с другой - проводила гибкую политику на местах: широкие нало­говые льготы, запрещение внедрения в Поволжье и Сибири крепостного права, созда­ние многонациональной армии, выдвижение на привилегированные позиции местной национальной элиты, запрет на насильственную христианизацию и конфессиональная терпимость. Россия как евразийское государство - особый социокультурный мир, она истори­чески и геополитически исполняет роль некоего культурного синтеза, объединяющего два начала - Восток и Запад. Этот культурный полифонизм не мешал развитию на­циональных культур, каждый этнос сохранял свою уникальность и неповторимость. Смешанное расселение русские жили бок о бок с присоединенными народами приво­дило к разнообразным контактам и взаимовлияниям, что способствовало формирова­нию общей региональной культуры, образа жизни и поведения. И в то же время это не приводило к разрушению этносов и утрате ими своих особенностей. Волго-Уральский регион, Сибирь, Крым и Северный Кавказ по разнообразию форм культурных тради­ций не имеют себе равных. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Байбурова Записки о московитских делах. От Руси к России. Ислам в России: традиции и перспективы. Военное дело на Руси в XIII-XV вв. Институт великого княжения и эволюция междукняжеских взаимоотношений в XII-XIV вв. Кочевые общества Проблема формационной характеристики. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в IX-XIV вв. Монголы и Русь История татарской политики на Руси. Воинское снаряжение и оружие монгольского воина XIII-XIV вв. Лекции по русской истории. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Искусство кочевников и Золотой Орды. Вооруженные силы Русского государства в XV-XVII вв. Оказывается, в Европе тоже были чудеса, с которыми Китай и Эфиопия XIX века могут даже не совладать! Читаю про "Ирландские войны" 1485-1603 гг. Ничего серьезного - фактически, русский извод соответствующей "Оспрейки". Но возникает вопрос - а что мы, черт побери, знаем о культуре кельтов Шотландии, Ирландии и Уэльса? Такие интересные картинки, что дух захватывает - просто какие-то темные века, в то время, когда в Англии творит Шекспир, в Турции правит Сулейман Великолепный, на Руси - Иван Грозный, во Франции пишет Рабле. Получается весьма специфическая картинка - мелкие и супермелкие "королевства", где правят местные династы, у которых войско может состоять всего из 200-300 человек, которые притом не горят желанием придти на службу в нужный правителю час, а он не может содрать с них за это штраф! А вкупе с тем, что у кельтов якобы существовали закрытые школы боевых искусств с развитой традицией, типа дальневосточной поскольку не специалист по кельтам, проверить не могу, но Кухулин в некой школе учился - это вообще фантастика! Вот пара аутентичных изображений ирландских воинов XVI. В общем, тема лично мне кажется интересной, но я слишком мало понимаю в ней - может, кто расскажет что-нибудь про войско, в котором всадники в начале XVII. Где главным действующим лицом на поле боя был гэллоглас Gallowglass в кольчуге с алебардой и двуручным мечом тип XIX по Оакшотту? Этот небольшой набросок был написан моим другом, как основа для сценария новогодней телепередачи. Исторические неточности выправлял. На то и форум. Приключения Нового Года Как и когда праздновали его наши предки Что-то новое? Пожалуй, ни один из праздников на Руси не богат таким прошлым, как встреча Нового года. Мы, старательно и вдумчиво изучив множество литературных трудов, и летописных, и научных, а также книг изданных Русской Православной Церковью, кратко изложили здесь свидетельства прошлого об этом празднике. От древнейших времен до наших дней. Как известно, знания в древности обращались в верования. Не миновало это и славян, верования которых не были однородны на протяжении веков. Наиболее древняя, первоначальная форма их - это почитание того, что давало и дает тепло, жизнь, благополучие и богатство. Древние наши пращуры более всего почитали Солнце. Недаром в древнейшем русском летописном своде — «Повесть временных лет» есть слова: «Солнце-Царь сын Сварогов еже есть Даждьбог…». Слова эти звучат как молитва. Ибо ежегодное весеннее нарастание солнечного дня, его живительной силы, и неизбежное последующее убывание, определяло весь жизненный порядок наших пращуров несколько тысячелетий, с той далекой поры как они обучились земледелию, до времен когда среди славян возникла письменность и первое ежегодное летописание. Наш далёкий пращур-земледелец должен был точно знать, когда следует бросить во вспаханную землю первое зерно. Летописание, зародившееся более тысячи лет назад, дает нам первые сведения о праздновании Нового Года. Сам год означался в летописании таким знакомым нам словом — лето. Древние наши предки отмечали приход Нового Года на самом исходе лета, после Житной недели, иначе — Спожинки. Это означало сбор урожая хлеба — Жита. То, что мы сейчас обыденно обозначаем - «зерновые», для наших предков означало большее — недаром — жито и жизнь — слова одного корня. И последний сноп пожинали, молча, чтобы его не беспокоить. Этот сноп — Пожинальник — посвящали Матери-Земле Мокоши Макошекоторую нынешние исследователи мифологии и этнографии называют «богиней плодородия и женского начала». Немалым почетом пользовался в те дни и другой небесный покровитель — Велес Волос — которого в нынешней науке условно называют — «лунный бог». Это он помогал вести счет месяцам и неделям, и почитался на Руси дольше всех прежних - или как теперь принято говорить - «языческих» богов, в особенности на Севере. В Ростове Ярославском идол его не был повержен вплоть до XV века. Первоначально Велес-Месяц считался пастухом небесных стад - звезд, затем - покровителем стад на земных пастбищах, в летописи его именуют «скотьим богом». Но не всё так просто в этом названии — дело в том, что скотом в те времена называлось в целом богатство и благополучие. Славили Велеса и благодарили его за то, что он научил праотцов наших жито жать, землю пахать и злаки сеять на нашей Земле-Матери. Неслучайно оберег похожий на месяц — луницу — археологи находят всюду, где когда-либо обитали славяне. И серп в руке крестьянина роднился с лунным серпом, как об этом сказано в поговорке: "Месяц - новец днем в поле блестит, к ночи на небо слетел". На юге был обычай завивать бороду Велесу перед жатвой: колосья собирали в пучок, не вырывая их с корнем, перегибали и завязывали в узел в знак того, что их не касалась рука жницы. Иногда в честь богатого урожая в поле оставляли несжатый пучок колосьев — «Велесову бородку». Месяц, в котором все это происходило, назывался среди славян — Рюенъ — что означало - ржаной. И лишь среди южных славян, где теплее и земледельческий уклад был другим, тот месяц именовался - Вересень. Жатва заканчивалась широкими пирами игрищами. Они завершали уходящее лето, или как теперь принято говорить — год. Праздник по времени совпадал с днем осеннего равноденствия — ныне это конец сентября. Одно из его названий сохранившихся до наших дней — Рожаницы. Каким был для наших пращуров его священный смысл, угадывается по созвучию — рожь — роженицы — род. Славянские роды собирались в святилищах, славили небесных покровителей и Рода — своего обожествлённого первопредка, от которого и вели свой род славяне — Даждьбоговы внуки. В честь богатого урожая пекли огромный медовый пирог, за которым прятался преклонных лет волхв или старейшина рода. Он спрашивал у людей, собравшихся на праздник - видят ли они его? Если люди отвечали, что видят, старец желал им в будущем году такого урожая, чтобы следующий пирог скрыл его с головой. Особенно многолюдным, известным за пределами славянских земель этот праздник был на острове Руян в Балтийском - Варяжском море. Там, где располагалась прародина летописной Руси, и наиболее вероятно, именно оттуда привел когда-то свою дружину легендарный князь Рюрик. Дары знаменитому храму острова Руяна ныне Рюгена и его божественному покровителю Световиту вплоть до XII столетия присылали не только славяне, но и датские короли, родством связанные со славянскими князьями. Дающего свет и тепло защитника - Световита — почитали и в русских землях под именем Хорс Даждьбог. Возможно неспроста и совпадение - остров Руян, а праздник, наиболее почитаемый на нем происходит в месяц … Рюенъ — вспомните — Ржаной. В праздник уходящего лета входил ещё один важный в жизни наших предков обряд — постриги. Трехлетних мальчиков подстригали и впервые сажали на коня, желали им дальнейшей удачи и счастья. Затем улетали в теплые края перелетные птицы… Для нас все просто — на юг улетели. Для наших далеких предков это означало иное — птицы улетали на зиму в Ирий - Рай. И с ними можно было передать весточку умершим родичам. Отсчет прошедших лет от Рюена — сентября велся тысячелетия. Народный календарь — дар небесного Коло — не подводил наших пращуров-земледельцев. Вместе со своим Богом и небесными покровителями они были включены в круговорот Кола, то есть круга Времени коловращения божественного года. Но пришли времена когда взошел на киевский престол… Князь Владимир — Красно Солнышко И как всем известно, в 988 году Владимир князь крестил киевлян. Вокруг этого значительного события немало загадок, о которых ведут давние споры ученые мужи. Летопись сообщает — князю предлагали принять ислам, иудаизм, христианство… Да и с христианством уже в те времена все было не. Нам, живущим ныне, знакомо невероятное количество паразитирующих на христианстве сект и ересей. И нам остается лишь надеяться, что Русской Православной Церкви они повредить не смогут, и она как прежде будет для нашего народа духовной опорой и заступницей. Нетрудно догадаться, что и тысячу лет назад - сект, ересей и расколов было немало. Отсюда происходят и основные вопросы, над которыми ломают голову ученые мужи. Почему князь решился сменить веру своих подданных? Многим монархам - его современникам - подобные деяния стоили жизни. Почему избрал именно христианство? Почему принял крещение от византийских, а не римских проповедников? Соперничество двух, тогда еще единых, Церквей уже началось. И наконец, самый неприметный, но не менее важный вопрос — почему христианство ранней Руси так похоже на арианскую ересь? Пытаясь ответить на эти вопросы обычно плетут что-то невнятное о «едином нравственном стержне», огульно браня наших далеких предков за их «аморфное славянское язычество». Мы постараемся изъяснить происходившие тогда события просто, и не оскорбляя чьи-либо религиозные чувства. Тем более что — как ни странно — все это имеет непосредственное отношение к тому с чего мы и начинали наш рассказ. При первых русских правителях Олеге Вещем, Игоре, Ольге, Святославе Храбром, и Владимире ширилась и крепла Киевская Русь. Известен источник её богатства, или как сказали бы ныне — экономического благополучия. Это описанный в летописи «путь из Варяг в Греки». Купцы — русы, выходили по этому пути для заморской торговли к некрещеным варягам в Балтийское море, к христианам - грекам в Черное, а также к хазарам — иудеям на нижнюю Волгу, и на Каспий — море Хвалиское — к мусульманам. Нетрудно догадаться, что по прибытии к иноверцам и при совершении с ними торговых сделок купцы — русы сталкивались с весьма предвзятым к себе отношением — как к чужакам, варварам и неверным. Арабский чиновник Ибн-Хордадбег в своих записках «Книга путей и царств» в 840-х годах так описывает русов: «Иногда они привозят свои товары на верблюдах из Джурджана в Багдад, где переводчиками для них служат славянские рабы. И выдают они себя за христиан». Вот так-то — «…выдают себя за христиан». Дело давнее и мы не будем гадать — почему русы за полторы сотни лет до крещения Руси выдавали «себя за христиан», а не за иудеев и мусульман? Поверим Ибн-Хордабегу - он с теми русами был знаком лично и общался многократно, как сказали бы ныне — по долгу таможенной службы. Не всегда подобная купеческая хитрость помогала делу. Меж разноплеменными торговцами вспыхивали ссоры, переходившие в резню… И тогда следующей весной, едва вскрывался лед на реках, от верховий вниз по воде в ладьях устремлялось растущее как снежный ком войско русов. Мстить… По Волге на Каспий — в море Хвалисское — такие мстители приходили в 912 году на пяти сотнях ладей. А каждая ладья тогда несла сорок воинов. Они разгромили и разорили все западное побережье Каспия. Это нашествие описал в одном из своих сочинений знатный араб - писатель и путешественник Аль-Масуди, и датировал его, разумеется, по-арабски — трехсотым годом хиджры. Подобные походы русы совершали и по Днепру на греков, в Царьград - Константинополь. Достоверно известно, что в разные годы предводителями войска были Олег Вещий, Игорь, Святослав Храбрый. Все свои походы великие князья русов стремились завершить не грабежом и насилием, и не только откупом — данью от греков «на русские грады», а заключением мирного торгового договора. Но отношение к русам — купцам как к иноверцам — варварам, не менялось… И вот на киевский престол взошел князь Владимир. Ему также пришлось однажды возглавить подобный поход. И поход был победоносным. Но Владимир решился на большее — крестил Русь, и тем самым навсегда устранил противоречие «межи хрестианы и Русью». Сменив веру, князь мог навлечь на себя гнев всего своего народа, но Бог миловал… Кровопролитие свершилось лишь при крещении Новгорода, да и то не имело такого размаха, который стремятся изобразить порой нынешние «неоязычники». Но надо отметить — вольнолюбивые новгородцы были озлоблены против Владимира князя и решительны. «Лучше нам помереть, чем отдать богов наших на поругание! » - сказал новгородский тысяцкий Угоняй. Такое настроение новгородцев объясняется просто — их купцы ходили торговать за море Варяжское. А все народы побережья — свеи шведыурмане норвежцырусь руянепоморяне и лютичи - были в те годы, в основном, некрещеными. И новгородцы рассудили, что крестится и менять веру предков им не к чему. Назревала многолетняя кровавая смута… Но здесь следует отметить мудрость князя Владимира и окружавших его людей - из всех «мировых» религий князь выбрал ту, которая наиболее соответствовала славянской вере. Знаток славянских древностей академик Рыбаков заметил, ссылаясь на «Повесть Временных Лет»: «В том виде, в каком христианство преподносилось язычникам времен Владимира а об этом мы можем судить по известной «речи философа»на главное место в нем был поставлен библейский ветхозаветный творец мира, бог-отец Саваоф. На втором месте - бог-сын, Иисус Христос». Не важно как Христианство «преподносилось» - важно, что крещение Руси не вызвало долгих усобиц и повсеместного кровопролития. Как это можно объяснить? Специалисты по славянской мифологии отмечают, что основные христианские понятия — Бог, Рай, душа и многие другие - были известны нашим предкам еще до крещения — об этом говорят даже сами эти слова, не заимствованные из других языков. И небесный Творец Сварог Соварог — византийский Саваоф всегда был своим, и ведом издревле. Так за многие века наши предки пришли от Создателя к Спасителю. Историками двадцатого столетия — преимущественно атеистами — такая вера, сложившаяся вскоре после крещения на Руси, называлась почему-то — «двоеверием». Не станем с ними спорить — пусть это делают ученые богословы, они лучше разберутся с атеистами-богоборцами. А мы вернёмся в десятое столетие… Какое же отношение все это имеет к Новому Году? А вот какое — князь Владимир устранил многовековые противоречия «межи хрестианы и Русью». Но - с греческой богослужебной литературой на Русь стали проникать и обычаи греческих книжников. Один из которых был совсем безобиден — при летописании отсчитывать «лета» не по-славянски - со дня осеннего равноденствия, а от 1 сентября — по Юлианскому календарю, т. Надо ли говорить, что простой народ такого перемещения Нового Года и вовсе не заметил, — какое ему дело до монастырского и княжеского летописания. Земледелец внимал небу и Солнцу. Хорсу - Солнцу посвящено два праздника - Купала и Коляда, приуроченные по времени к важнейшим астрономическим событиям - солнцестояниям, которые на Руси назывались солнцеворотами. Солнцестояние - момент времени, когда центр Солнца проходит либо через самую северную точку эклиптики точка летнего солнцестояния - 21 или 22 июнялибо через самую южную ее точку точка зимнего солнцестояния - 21 или 22 декабря. По этим дням безошибочно сверялся народный календарь, вследствие чего он был более точным, чем юлианский, хотя последний считался грандиозным научным достижением своего времени. Как известно, юлианский календарь допускает значительные ошибки: его год длиннее тропического на 11 минут 14 секунд, погрешность в одни сутки накапливается за 128,2 года, или, усредненно, каждые 400 лет образуется расхождение в трое суток. В 325 году, когда юлианский календарь был принят для всего христианского мира, весеннее равноденствие приходилось на 21 марта, летнее солнцестояние - на 22 нюня, зимнее солнцестояние — на 22 декабря. При князе Владимире - по юлианскому календарю в X веке эти явления наблюдались соответственно 16 марта, 17 июня и 17 декабря погрешность в пять сутокв XVI веке - 11 марта, 12 июня и 12 декабря погрешность в десять суток. Но лиха беда — начало… А беда была в том, что наш предок - земледелец имел возможность посеять жито один раз в году. И права ошибку не имел — будет недород, а с ним и голод! Вот и жил народ от Коляды до Купалы и опять до Коляды, своим календарем — как учили прадеды. А книжники своим — как Цезарь велел. Как ни странно, но нам живущим в России двадцать первого века сложившееся тогда положение очень знакомо — иностранные державы порой тоже требуют от наших правителей принятия решений отторгаемых народом — и тогда… может быть, когда-нибудь… Россию примут в «единую Европу», «ВТО» и даже отменят!!! Но для того чтобы твердо противостоять «мировому кризису», есть только одно надежное средство - держава должна быть самодостаточной — в экономике, науке и культуре. А в те давние времена события развивались своим чередом — по смерти Владимира Святого и его сына Ярослава Мудрого их наследники разделили Киевскую Русь на уделы — «…всяк да держит отчину свою». И к концу XII столетия от былой единой могучей державы собственно ничего не осталось. Каждый удельный князь был сам себе хозяин. Что незамедлительно сказалось и на летописании, которое в каждом княжестве велось по- своему. Отсчет лет — Нового Года - велся одновременно от осеннего равноденствия, и 1 сентября по Юлианскому календарю, а то и вовсе от месяца марта — «авив» по законам пророка Моисея. Видимо этим князья определяли свое благочестие. Нагрянувшее затем монголо-татарское нашествие порядка в летоисчисление не прибавило… Вследствие этого раннее русское летописание имеет порой крайне сбивчивый отсчет лет. Вопрос этот так туманен, что в нем частенько путаются и нынешние многомудрые ученые мужи, с чем мы и столкнулись при подготовке этого рассказа. Третий Рим На московский престол взошел великий князь Иван III. Он был для Руси великим правителем. У историков принято считать, что именно при его правлении закончилось монголо-татарское иго. Но Иван III был еще и мудрым дипломатом. После женитьбы на наследнице последнего Византийского императора Софье Палеолог великий князь при поддержке высших церковных иерархов провозгласил: «Москва есть Третий Рим, а четвертому не бывати! Мысль эту развил и довел до великого князя монах Псковского Елеазарова монастыря Филофей, который был уверен, что Руси отведено Господом особое предназначение в мире истории. Необходимо заметить, что в те времена одним из методов дипломатии был династический брак, чем и воспользовался Иван III, женившись на византийской принцессе. Напомним — самой Византийской империи уже не существовало, ее разгромили турки — и Софья Палеолог до замужества прозябала в Риме, позабытая всеми. Но великий князь Иван, породнившись с династией Византийских императоров, в глазах своих современников возвысился, таким образом, над большинством монархов Европы. И в 1492 году от Рождества Христова, при поддержке Православной Церкви Иван III своим указом утвердил постановление Московского собора считать начало, как Церковного, так и гражданского года 1 сентября. Полагаем, что таким образом от Третьего Рима и лично от великого князя Ивана был показан своеобразный «кукиш» папе Римскому, претендовавшему на не обсуждаемую непогрешимость и неограниченную власть, в том числе и над великим князем Иваном. И означал этот «кукиш» - держава наша самодостаточна, и опора наша - вера Православная! И римский первосвященник нам не указ! Для простого народа это означало - теперь вполне законно, праздник Нового Года опять стал отмечаться сразу после сбора урожая, по заветам предков, по древней славянской традиции. Так продолжалось более двухсот лет. Последний раз Новый Год в сентябре был отпразднован в 1698 году в царствование Петра В честь праздника воевода Шеин собрал на пир бояр, гражданских и военных чиновников, а также простых солдат. Сам царь подходил к гостям и оделял их яблоками, называя каждого из них братом. Всякий заздравный кубок сопровождался выстрелом из 25 орудий. В 1699 году Петр I издал указ об упразднении всех старых календарей, которые одновременно существовали на Русских землях, и ввел западно-европейский календарь от Рождества Христова - «…лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах». При этом он перенес начало года Новолетие со дня осеннего равноденствия у славян-староверов и 1 сентября у христиан — по греческой традиции на 1 генваря января. «Поелику в России считают Новолетие по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям, и считать Новолетие повсеместно с 1 Генваря Лета 1700 от Рождества Христова. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым Годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового Года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то и других дней хватает». Нововведение было принято русским народом на удивление легко. Можно сколько угодно брызгать слюной и заходиться в истерике, где-нибудь на кухне со стаканом водки в руке, доказывая окружающим тупость и ограниченность русского народа, и подлость правителей. Но заметьте - русских князей, царей, императоров ныне принято обвинять в чем угодно, в деспотии, в самодурстве, в тирании, в сластолюбии и алкоголизме, но их никак нельзя даже заподозрить в идиотизме. Представьте себе маленькую сценку из петровских времен — разговор соседа с соседкой где-то в сельской глубинке… - Здрава будь Любава! И тебе не хворать, дед Егорий! Хорошо ли все в доме? Ты мне Любава вот чего скажи… Муж-то твой, говорят, на ярмарку ездил, может, слышал чего? Слухи в народе ходят — новый указ царёв оглашали. Не слыхать ли чего? Новый год в генваре справлять — во каков указ. Недаром люди шепчут — пришли последние времена! Что теперь будет-то дед?! Старик задумчиво поглядел куда-то в небо, что-то пробормотал про себя, и ответил, пряча в бороду лукавую улыбку: - В генваре? Генварь - то стало быть Сечень - Просинец. Так, то ж на Коляду! Чего ты, Любава испугалась-то - добрый указ! На Коляду - так на Коляду! А по нам — хоть горшком назови, только в печку не ставь! И действительно — никому из нас, смертных, не дано отменить небесный круг — Коло — будь ты хоть трижды император или четырежды патриарх. Приходит декабрь — Студён - и в конце его наступает самая длинная ночь в году. А день самый короткий, но после той ночи непременно прибывающий. Наши предки называли это печальное и одновременно веселое событие — Корочун. Коротко и зыбко торжество Тьмы. Очень недолго доведется гулять и веселиться нечисти и нежити, потому что соберется с силами Солнце - ясное и теплое - и разгонит врагов и вернет миру Добро и Правду. И начинался праздник Коляды, среди крещеного люда называемый Святки. Были пиры, игрища, ходили люди в скоморошьих личинах и посрамляли смерть, и с нею все темные силы. Колядовщики — окрутники верили, что под маской — личиной останутся неузнанными нечистью, а удары в скомороший бубен, звон колокольчиков, веселые песни и громкий смех непременно отпугнут Зло, и Солнышко не даст их в обиду. И странным образом совпали колядки с Рождеством Христовым. И слово - колядки — никуда не пропало. На святочную неделю колядовщики-христославы как и прежде обходили дворы и желали хозяевам богатства, урожая, счастья, а хозяева отдаривались угощением. Не принять колядовщиков считалось большим грехом и неуважением. В праздновании Коляды переплелись древнейшие и христианские обычаи. И как не старались не в меру набожные христиане бороться с народным «язычеством» - нет-нет, да и проглянет среди колядовщиков улыбающееся лицо из под свирепой личины. И нельзя его запретить, как нельзя запретить само Солнце. Период предлагаемого обсуждения - примерно с 1875-1876 гг. В это время, с одной стороны, были разгромлены полицией все оппозиционные общества народников что в целом для общества по-моему осталось незаметнымс другой стороны, началось восстание на Балканах. В котором принимали участие российские добровольцы - как офицеры, так и некоторые народники. Создавались и различные общества, поддерживавшие этих добровольцев и помогавшие. То бишь начался патриотический подъем, сменившийся разочарованием в начале 1878 г. В разгар войны происходили процессы над народниками. В то же время - были и те, кто выступал против помощи славянам на Балканах. В общем, "все смешалось". Что и предлагаю обсудить - разобраться. Начну "с середины" у меня вообще разнобой некоторый получится - начало 1878 г. Общество «Земля и Воля» 70-х. В гостях у передачи "Час истины": Ольга Томашевич, кандидат исторических наук; Владимир Большаков, кандидат исторических наук. В гостях у передачи "Час истины": Андрей Стрелков, кандидат исторических наук; Лариса Селиванова, научный сотрудник центра антиковедения РАН. Золотая Орда: проблема восточных заимствований в российской государственности и культуре.


Коментарии:

    Следует вспомнить, что во время правления Берке, налоги на Руси взимались мусульманскими купцами.





© 2003-2016 svet-travel.ru